Умный поиск

Наиболее ранние земледельческие орудия на территории Горного Алтая обнаружены в памятниках афанасьевской культуры (IV – нач. II тыс.  до н.э.). Это южносибирская культура бронзового века, созданная европеоидными земледельческо-скотоводческими племенами индоевропейцев. Название культура получила от Афанасьевской горы (близ р.  Батенья в Красноярском крае), где в 1920 году был исследован первый могильник этой эпохи. Помимо территории Алтая, афанасьевская культура была распространена на территориях восточного Казахстана, Монголии и Синьцзяна (район Китая). Особенности культуры указывают на родство носителей афанасьевской культуры с южноуральским регионом андроновской культуры.

Памятники афанасьевской культуры на Алтае: Чендек, Маргала, Мараловодка, Карагай, Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, Большой Толгоек и другие. Всего в пределах Республики Алтай и Алтайского края известно более 60 памятников этой культуры.

Впервые же раскопки афанасьевских памятников были произведены в 1856 году академиком Ф.В. Радловым у с. Онгудай – это были курганы, окруженные вертикально установленными каменными плитами. 

Памятники афанасьевской культуры Онгудайского района

Данный вид объектов называется «кромлех». В них обычно имеются овальные или прямоугольные ямы с перекрытием. В ямах погребенные лежат на спине или боку с подогнутыми ногами, напоминая позу зародыша человека. Так же, как природа, умирая осенью, воскресает каждую весну, человек осмысливал ритмы собственной жизни. Смерть им воспринималась как переход в иной мир, в котором он рождается, уходя из этого. Из предметов инвентаря встречаются керамические сосуды остродонной, круглодонной или плоскодонной форм, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. 

Чем же примечательны «афанасьевцы»? Находки костяных земледельческих орудий, каменных зернотерок, остатков растительной пищи на стенках керамических сосудов на поселениях подтверждают, что они были земледельцами; находки костей крупного и мелкого рогатого скота, одомашненной птицы и свиней свидетельствуют о развитии животноводства. Керамические сосуды украшены орнаментом, имитирующим плетеные и вязаные вещи. Найдены многочисленные украшения, и чем древнее памятник, тем более разнообразные и причудливые формы они имеют: ожерелья из просверленных камушков, ракушек, чешуи осетра, резцов лисицы, сурка, когтей медведя и даже фаланг пальцев человеческого скелета, проволочные серьги и кольца. Спиральные сережки носили и мужчины, и женщины, но не парно, а лишь в одном ухе. Находки разнообразных металлических украшений, среди которых известны изделия из метеоритного железа, подтверждают, что их создатели были древнейшими металлургами и рудознатцами Горного Алтая. «Афанасьевцы» отличались высоким ростом и статным телосложением.

Но самым загадочным является тот факт, что афанасьевские племена представляли собой островок европеоидного населения, в то время как все их соседи были монголоидами. Они отличались от своих соседей и предшественников в Горном Алтае. Среди ученых бытует мнение, что «афанасьевцы» пришли в Сибирь с территории Волжско-Уральского междуречья, следуя древнейшему пути переселения народов, ставшему впоследствии частью Великого Шелкового торгового пути. Другая теория гласит, что «афанасьевцы» были выходцами с Иранского нагорья, откуда они продвигались на север – в Среднюю Азию, затем в район южного Урала (местонахождение известного городища Аркаим 1), после чего разделились на два потока, один из которых ушел на восток - это «афанасьевцы», а другой на запад – это «ямники».

Третья точка зрения на происхождение культуры первых металлургов Алтая основана на результатах раскопок неолитических памятников в Туве, где была обнаружена керамика, очень похожая на афанасьевскую. В настоящее время археологи прослеживают прямую преемственность в традициях обработки камня неолитических племен Тувы, Монголии и носителей афанасьевской культуры. Упомянутая территория в V – нач. IV тыс. до н.э. была восточной границей расселения древней европеоидной расы, она, предположительно, и стала центром формирования афанасьевской культуры.  Впоследствии «афанасьевцы» мигрировали на север – в Горный Алтай и на берега Енисея.

Авторы: И.А. Жерносенко, Э.П. Дворников

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Uptolike

***

*****

© Алтай - Золотые горы, 2019 - 2020